Понедельник, 21.08.2017, 11:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Самар чăвашēсем

Главная » 2008 » Июнь » 2 » О ЧУВАШАХ
О ЧУВАШАХ
15:23
О ЧУВАШАХ

Народ, о котором рассказывается, имеет богатое историческое прошлое. Сейчас он называется чуваши, но в древности у него было несколько имен, а предками - несколько народов с разными именами.    

ПРЕДКИ ЧУВАШЕЙ В ПРИЧЕРНОМОРЬЕ

 Более двух тысяч лет назад между двух морей (сейчас они называются Черным и Каспийским) жили племена болгар и сувар - предки современных чувашей.
    Их язык и культура были близки между собой, много общего было и с соседними племенами - сармат, алан и хазар, что известно из множества раскопок.
    Одной из тайн происхождения чувашского народа остается место обитания болгар и сувар до прихода в Причерноморье. Некоторые ученые считают, что древние предки чувашей пришли из Центральной Азии, другие предполагают начало движения этих племен из Средней или Передней Азии.
    Как бы то ни было, эти племена вели и кочевую и оседлую жизнь. На своем пути длиною в сотни и сотни лет они останавливались преимущественно у воды, строили жилища, создавая деревни и города.
    Лишь какая-нибудь беда (голод или война) заставляла их сниматься с насиженных мест.
    По мере своего продвижения они встречались с другими народами, жили мирно и воевали, перенимали обычаи, элементы культуры, обогащали свой язык и чужие языки. Таким образом, около III-IV веков нашей эры болгаро-суварские племена оказались в Причерноморье.

 

 В VI веке болгарские, суварские племена попали под зависимость тюрков, а их земли вошли в состав Тюркского каганата.
    В начале VII века (30-е годы) каганат распался и на территории между Черным и Каспийским морями образовались два государства — Хазарский каганат и Великая Болгария.

По некоторым версиям, у Кубрата было три сына. Старшего звали Батбай, среднего — Котраг, младшего — Аcпарух. Старея, Кубрат завещал сыновьям сохранить Великую Болгарию, а для этого никогда не ссориться друг с другом.  В середине VII века Кубрат умер. Похоронили его недалеко от реки Днепр. Братья не выполнили наказ отца, не стали держаться вместе, разошлись и тем самым лишили свое государство былого могущества.
    Батбай со своими людьми остался на месте, как и завещал отец, и оказался в подчинении хазар. Под их же власть еще раньше попали и сувары.


  675 году младший сын Кубрата Аспарух со своими людьми ушел на запад, на реку Дунай. В этих местах жили многочисленные славянские племена. Аспарух стал их предводителем и создал на новом месте государство — Дунайскую Болгарию.

БОЛГАРЫ И СУВАРЫ НА ВОЛГЕ

 

Cредний сын Кубрата Котраг в конце VII века со своими людьми «серебряными» болгарами пошел на север и остановился между реками Дон и Северский Донец. В этих местах болгары жили больше 100 лет и, как другие племена бывшей Золотой Болгарии, подчинялись Хазарскому каганату. И вероятно, часть оставшихся здесь болгар позднее вошла в состав украинского народа.
    В VIII веке болгары начали постепенно уходитъ в места, где в Волгу впадает река Кама. И в течение IX и X веков туда сходились все новые группы болгар и других племен Хазарского каганата, в том числе и сувары, так как на это государство стали нападать кочевые племена и войска арабов.

 

ДРЕВНИЕ ПЛЕМЕНА ВОЛГО-КАМЬЯ

 А в Волго-Камье уже очень давно жили племена древних марийцев, мордвы и других народов. Ранее охотники и рыболовы, они теперь разводили скот и уже освоили земледелие. Было у них и металлопроизводство. И интересно, что с самого начала этим занимались только женщины. Они отливали для себя различные украшения и детали орудий труда.
    Часть коренного населения после прихода болгар ушла, а часть перемешалась с пришельцами.


ВОЛЖСКАЯ БОЛГАРИЯ

 

Переселившиеся в Волго-Камье болгарские племена постепенно объединяются. И в конце IX века (895 г.) болгарский царь Алмуш (Алмас) создает новое государство — Волжскую Болгарию.
    Но волжским болгарам не удалось освободиться от власти хазар — и они продолжали платить дань хазарскому кагану. Но потом на хазар стали нападать сначала печенеги, а затем и русский князь Святослав со своими войсками. В 965 г. Хазарский каганат был разгромлен окончательно.

До середины XII века столицей Волжской Болгарии был город Булгар, а затем — Биляр.

 В начале X века царь Алмуш, стараясь освободиться от хазарской зависимости, обратился к Багдадскому халифату. И в 922 году от халифа в Волжскую Болгарию прибыло посольство. Среди этих посланников был человек, написавший потом интересное сочинение о своем путешествии на Волгу. Звали его Ахмед ибн Фадлан. Многие сведения о Волжской Болгарии современные ученые узнали именно из этого сочинения. Среди болгар были некоторые группы людей, верившие в аллаха, т. е. мусульмане. Царь Алмуш, желая окончательно объединить племена Волжской Болгарии и наладить отношения с могущественными мусульманскими странами, решает внедрить исламскую веру (или мусульманство). И посольство Багдадского халифата помогло ему в этом. С 922 года болгарское городское население стало верить в единого бога-аллаха и совершать все обычаи по традициям мусульманства. Но сельские жители в большинстве воем не отказались от своей старой веры и оставались язычниками. Вероятно, основная часть сувар, не захотев подчиниться власти Алмуша и принять ислам, ушла в другие места, на территорию современной Чувашии.
    А в болгарских городах на смену золотым идолам язычества пришли дворцы-мечети с башнями-минаретами.


Киевская Русь появилась в Восточной Европе почти одновременно с Волжской Болгарией.
    Болгария и Русь активно торговали между собой. Но часто мирные отношения прерывались военными столкновениями.


ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ

 В самом начале XIII века в степях Центральной Азии возникло сильное и воинственное государство татаро-монголов под предводительством Чингисхана. Они завоевывали огромные территории и в 1223 году близко подошли к Киевской Руси. На реке Калка состоялось сражение между татаро-монгольским и русско-половецкими войсками. Разбив русские войска, татаро-монголы двинулись к Волжской Болгарии. Узнав об этом, болгары устроили засаду и полностью разгромили нападавших. Еще не раз татаро-монголы пытались захватить Болгарию, но каждый раз болгары находили силы отстаивать свои земли.
    После смерти Чингисхана в 1236 году татаро-монголы собрали огромные силы и во главе с ханом Батыем обрушились на Волжскую Болгарию. Болгары героически защищали свою страну, но
силы были неравны. Захватчики жестоко расправились с болгарами — не щадили ни стариков, ни младенцев. Было разрушено большинство городов, много селений, дым пожарищ стелился над когда-то многолюдным цветущим краем.

    В начале XV века походы русских князей и нашествия кочевников окончательно разорили болгарские земли.
    За время с XIII до начала XV веков было разорено более 2000 поселений и уничтожено более четырех пятых населения болгар. Большая часть территории Волжской Болгарии превратилась в «дикое поле», где вообще не жили люди.

После всех этих трагических событий в живых осталось менее 1/5 населения Волжской Болгарии.

В ХV веке Золотая Орда окончательно распалась на несколько мелких ханств. Оcтатки болгар оказались в Казанском ханстве. И в начале XVI в. в документах стало появляться слово «чуваши». Так, считают ученые, называли себя язычники прежней Болгарии (по другим версиям — слово «чуваш» произошло от «сувар», «сувас»), и за болгарами, в основном сельскими жителями, так и осталось это название — «чуваши».
    Небольшая часть болгарского населения смешалась с кыпчаками (кочевыми племенами, покоренными татаро-монголами) и стала предками современных казанских татар. Как и во времена Золотой Орды татаро-монголы жестоко властвовали над покоренными народами. Заставляли людей платить непомерные налоги, обслуживать ханских людей, строить дома, дороги, мосты. Забирали людей в войска хана, уводили девушек и юношей, делали их своими рабами. За любое неподчинение, сопротивление уничтожали целые деревни, убивали всех жителей. Не выдержав такой жизни и постоянных военных столкновений татаро-монголов и русских войск на своей территории и желая освободиться от власти Казани, болгаро-чуваши и марийцы обратились к русскому царю.
    Все лето 1551 года к Ивану Грозному от Чувашского края ездили делегации по 500-600 человек. Надо сказать, что царь устраивал для посланцев этих народов обильные пиры и дарил роскошные подарки. И летом этого же года чуваши вошли в состав России, что было закреплено царской грамотой с золотой печатью, а в 1552 году чуваши, марийцы и мордва помогли русским войскам взять Казань. Таким образом, Казанское ханство было разгромлено, а чуваши остались в составе Российского государства.


Все солдаты, посланные измерять расстояние, погибли, не дойдя до стены. Тогда один чуваш взял гусли и, играя, пошел к стене. И защитники, и захватчики замерли, зачарованные чудесной и печальной мелодией. А в это время товарищи гусляра считали его шаги...

Ориентируясь на это расстояние, сделали подкоп под стену, заложили туда порох, поставили на него свечку, зажгли ее, а наверху зажгли другую свечу, для сравнения. Эта свеча догорела - взрыва нет.

Существует такая легенда о помощи чувашей при взятии Казаим: царь Иван IV со своим войском долго стоял у стен Казани и никак не мог взять ее. Тогда они решили сделать под стену подкоп и взорвать ее.

Царь, рассердившись, велел казнить солдата-зажигальщика. И в это время раздался взрыв (под землей из-за нехватки воздуха свеча горела медленнее). Стена разрушилась - Казань была взята.

После вхождения в Российское государство чувашские земли разделили на уезды. В каждом уезде на месте одного крупного поселения построили города-крепости.
    В 1551 г. — Свияжск, в 1555 г. — Чебоксары, в 1574 г. — Кокшайск, в 1589 г. — Цивильск, в 1590 г. — Ядрин.
    Уезды делились на волости. В каждой волости было десять или чуть больше деревень.
    В каждом уезде был глава — присланный из Москвы воевода. У него были помощники: дети боярские (начальники над военными), пушкари (обслуживали пушки), воротники (стояли у ворот города), оружейники (обслуживали и ремонтировали оружие), стрельцы (солдаты), подьячие (вели разные документы), сторожа, переводчики, палачи.
    Кроме них в городах жили торговцы и ремесленники. В городах обязательны были тюрьмы и аманатные дворы, где жили аманатчики — заложники от крестьян, головой отвечавшие за поведение своих односельчан.



    В России тех времен крестьяне могли принадлежать государству, помещикам, церквам и монастырям, царской семье. Подавляющее большинство чувашей (более 80%) были государственными.
    Поначалу управляли ими чувашские князья — пӳ (пинпӳ — тысячник,ӳ — сотник, вунпӳ — десятник), тарханы. Эти князья были богаче, чем
    Жители одной или нескольких деревень объединялись в общину. Общинники сообща владели землей, лесами, лугами, реками.
    Сход, состоящий из всех взрослых мужчин общины, делил землю, распределял налоги, судил и наказывал провинившихся, то есть решал все важные вопросы крестьянской жизни.
    Община помогала вдовам, слугам, больным, объединяла людей на совместные работы на пользу всей деревни — ремонт мостов, дорог, очистку прудов и т.п.
 

 Яшсем-хĕрсем вылянă чух,
Атте-анне ăс панă чух
Чун савăнать, чĕре сикет,
Татах та нумай пурнас килет.

Тăвансемпе пĕрлешнĕ чух,
Чăваш тĕнчи çĕкленнĕ чух
Чун савăнать, чĕре сикет,
Татах та хастар пулас килет.

Ближе к XX веку во все группы чувашей стали сильно проникать элементы русской культуры.

Просмотров: 2317 | Добавил: samar | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 1
1  
Очень интересно!
Хочется чтобы потомки этого народа,постигали историю своих предков,восхищались ее древностью.

Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Календарь новостей
«  Июнь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 51
Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz