Воскресенье, 28.04.2024, 16:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Самар чăвашēсем

Главная » 2008 » Июнь » 2 » Из исторического опыта семейного воспитания на народных традициях /Максим Пайдоверов, студент 1 курса Тольяттинского медицинского колл
Из исторического опыта семейного воспитания на народных традициях /Максим Пайдоверов, студент 1 курса Тольяттинского медицинского колл
15:35

Роль отца и матери в семье
Во все времена велико и ничем незаменимо было место отца в семье. Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, что бы стать мужем, отцом, как и каждая женщина–матерью и женой. Человек всегда думает о том, что останется после него, когда он уйдет из жизни. Недаром подмечено, что человек как дерево, могуч своими корнями. Поэтому, вступая в брак, мужчина берет на себя огромную ответственность–быть отцом, опорой в семье.
Отцовство–также экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Хорошо организовать досуг детей, труд по оказанию помощи родителям, труд по приобретению детьми дополнительных знаний и т.д.–вот первостепенная задача отца.
Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие свои качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов.
Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи детям во всех его делах, должен быть другом своему ребенку.  В воспитании детей очень важен живой пример отца. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и проч. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу. Сын, отец которого внимателен к матери женившись, считает единственно возможным относиться так и к своей избраннице. Если отец отстраняется от работы, то эту же привычку перенимают и дети.  Конечно же, огромнейший вред наносит воспитание детей в неблагополучных семьях. У детей увеличивается общее количество неврозов, растет пугливость, падает успеваемость.    Огромное и ничем незаменимое значение играет роль матери в семье. Мать учит детей добру и любви, даёт первые уроки человечности, уроки душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью.  Мать - это зеркало, в которое смотрится ребёнок.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что в семье нужны обязательно и отец, и мать. Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.

Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Очень важно почаще делиться своими мыслями, не скупиться на похвалу, добрые слова.
Не сложившиеся отношения между мужем и женой ведут к плохим последствиям.
Во многих семьях в большинстве своём дети чаще общаются с матерью, чем с отцом. Беседы же с отцом имеют кратковременный характер. У некоторых детей вообще отсутствуют доверительные отношения, как с отцом, так и с матерью.
Таким образом, на родителях лежит ответственность за воспитание у детей способности к человеческому общению, т.к. именно в семье дети усваивают характер общения. Кроме того, от умения супругов общаться во многом зависит и нравственно-психологическое благополучие всех членов семьи.

Из исторического опыта семейного воспитания на народных традициях

Трудно переоценить педагогическое влияние народных традиций, этнопедагогической религиозной культуры, психологии и самобытности этноса на формирование личности любого человека. Дети впитывают их естественно и просто, не сознавая, что их воспитывают.

У чувашей испокон веков вырабатывался самобытный нравственный уклад, своя духовная культура на основе обычаев и традиций, облагораживающих жизнь. Это и устное народное творчество, и удивительные народные ремёсла, и добрые обычаи гостеприимства, хорошего тона, правил приличия, и поэзия земледельческого труда. Старшее поколение считало своей обязанностью передать детям обычаи и традиции своего народа, умения и навыки, необходимые в жизни, будить желания к познанию окружающей действительности, воспитывать любовь к родным местам, к природе, труду. Это делалось в доступной форме через песни, загадки, сказки, легенды, пословицы, поговорки, обряды, игры и т.п. По убеждению известного этнопедагога Г.Н.Волкова, основными взаимосвязанными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, являются природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия, пример-идеал.  Вообще, испокон веков в чувашской семье дед обладал бо́льшими воспитательными правами, чем отец. Неслучайно слово «дед» звучит по-чувашски «асатте» («великий отец»). Дед занимал «главенствующее положение и единолично определял моральную атмосферу и педагогическую стратегию дома» . Бабушка и дедушка, пример их жизни и труда, духовное общение и близость с ними оставляли  неизгладимый след. Они долгое время проводили вместе, причем не только днем, но и вечерами. Спали вместе в горнице, а это было самым уютным местом для духовного общения, «своеобразным… уголком этнопедагогического пространства чувашской семьи». Перед тем, как уснуть, особенно в зимние вечера, бабушка и дедушка долго разговаривали между собою. Внук, «лежа между ними», внимательно слушал их речи . Из такого своеобразного общения, из разговоров мудрых стариков внук выносит много интересного и полезного, чувствует сопричастность к прошлому. Наблюдая за поведением родителей и старших в домашней обстановке, он запоминал неписаные правила взаимоотношений между членами семьи, семейно-родственных отношений, обхождения с гостями и посторонними, учился семейно-обрядовой культуре, культуре межличностных отношений, искусству народного воспитания. Вот как, к примеру, описывал педагог Охотников ритуал семейного ужина и делал свои выводы по соблюдению древних традиций. Рассаживались в строгом порядке: самый старший мужчина как глава семьи на стуле, а остальные садились на лавку, занимая места по возрасту. Во время приема пищи не позволялось ни в коем случае разговаривать, тем более смеяться. Когда дети баловались, старшие «сдержанно замечали», что вести себя надо так, как умные люди, или же привлекали внимание детей к чему-либо более серьезному «и тем прекращались наши шалости», - подмечал Охотников силу внушения взрослых детям . В семье осуществлялась историческая преемственность духовной культуры чувашских крестьян. Нравилось ему гостеприимство и приветливость чувашей, их обычай сажать за стол всякого вошедшего в избу во время обеда или ужина, который, если и не хотел есть, из приличия должен был отведать предлагаемое кушанье. Отведавши кушанье, он тотчас выходил из-за стола и садился на лавку, подальше от стола. При этом ему предлагали еще покушать, приглашали снова за стол, но гость уверял, что он досыта наелся, и продолжал благодарить. Участвуя в праздничных обрядах как помощники родителей по приему и обслуживанию гостей, дети «любовались» последними, учились у них правилам поведения и культуре общения. Главное же - праздники внушали молодежи уважение к народным традициям, убеждали в необходимости их сохранения и приумножения, что было чрезвычайно важно для этнопедагога. В результате своих наблюдений Н.М.Охотников пришел к убеждению, что гостеприимство и приветливость – проявление любви к людям, что простота и скромность в обращениях между хозяевами и их гостями – примечательная черта чувашей. Детей рано и постепенно приучали к различным видам работы. О раннем начале трудового воспитания сохранилась поговорка: «У чуваш дитя одной ногой в колыбели, другой на пахоте». Незаменимым средством трудового воспитания считается личный пример родителей.

Малые дети и старые люди часто находились вместе. Деды, предаваясь воспоминаниям, вели мирные беседы друг с другом, в то же время не выпускали из поля зрения играющих детей. Старики считались в народе лучшими педагогами, хранителями многовековых педагогических традиций. Воспоминания стариков представляли собой ознакомление детей с историей родной страны, и одновременно словесное воздействие на их сознание с целью формирования нравственных взглядов. У почитавшего стариков эти рассказы вызывали патриотические, национальные чувства, воспитывали миролюбивые черты.

Определенную роль в воспитании  играла также окружающая религиозная атмосфера. «…божество карает всякого, дерзнувшего сделать какой-нибудь грех. Поэтому присутствие божества в доме  имеет для взрослых и для маленьких воспитательное значение. Оно приучает с малолетства высказывать слова обдуманно, только о том, о чем можно, приучает вести себя скромно» .  Глубокие воспитывающие впечатления дети получили в детстве, в первую очередь в семье, где сильны были национальные, народные традиции, которые передавались бабушкой и дедушкой.

Просмотров: 2092 | Добавил: samar | Рейтинг: 4.0/4 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Календарь новостей
«  Июнь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 51
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz