Народ, о котором рассказывается, имеет богатое историческое
прошлое. Сейчас он называется чуваши, но в древности у него было несколько
имен, а предками - несколько народов с разными именами.
ПРЕДКИ ЧУВАШЕЙ В
ПРИЧЕРНОМОРЬЕ
Более двух тысяч лет назад между двух морей (сейчас они
называются Черным и Каспийским) жили племена болгар и сувар - предки
современных чувашей.
Их язык и культура были близки между собой, много
общего было и с соседними племенами - сармат, алан и хазар, что известно из
множества раскопок.
Одной из тайн происхождения чувашского народа остается
место обитания болгар и сувар до прихода в Причерноморье. Некоторые ученые
считают, что древние предки чувашей пришли из Центральной Азии, другие
предполагают начало движения этих племен из Средней или Передней Азии.
Как бы то ни было, эти племена вели и кочевую и оседлую
жизнь. На своем пути длиною в сотни и сотни лет они останавливались
преимущественно у воды, строили жилища, создавая деревни и города.
Лишь какая-нибудь беда (голод или война) заставляла их
сниматься с насиженных мест.
По мере своего продвижения они встречались с другими
народами, жили мирно и воевали, перенимали обычаи, элементы культуры, обогащали
свой язык и чужие языки. Таким образом, около III-IV веков нашей эры
болгаро-суварские племена оказались в Причерноморье.
В VI веке болгарские, суварские племена попали под
зависимость тюрков, а их земли вошли в состав Тюркского каганата.
В начале VII века (30-е годы) каганат распался и на
территории между Черным и Каспийским морями образовались два государства —
Хазарский каганат и Великая Болгария.
По некоторым версиям, у Кубрата было три сына. Старшего
звали Батбай, среднего — Котраг, младшего — Аcпарух. Старея, Кубрат завещал сыновьям
сохранить Великую Болгарию, а для этого никогда не ссориться друг с
другом.В середине VII века Кубрат умер.
Похоронили его недалеко от реки Днепр. Братья не выполнили наказ отца, не стали
держаться вместе, разошлись и тем самым лишили свое государство былого
могущества.
Батбай со своими людьми остался на месте, как и завещал
отец, и оказался в подчинении хазар. Под их же власть еще раньше попали и
сувары.
675 году младший сын Кубрата Аспарух со своими
людьми ушел на запад, на реку Дунай. В этих местах жили многочисленные
славянские племена. Аспарух стал их предводителем и создал на новом месте государство
— Дунайскую Болгарию.
БОЛГАРЫ И СУВАРЫ НА ВОЛГЕ
Cредний сын Кубрата Котраг в конце VII века со своими людьми
«серебряными» болгарами пошел на север и остановился между реками Дон и
Северский Донец. В этих местах болгары жили больше 100 лет и, как другие
племена бывшей Золотой Болгарии, подчинялись Хазарскому каганату. И вероятно,
часть оставшихся здесь болгар позднее вошла в состав украинского народа.
В VIII веке болгары начали постепенно уходитъ в места,
где в Волгу впадает река Кама. И в течение IX и X веков туда сходились все
новые группы болгар и других племен Хазарского каганата, в том числе и сувары,
так как на это государство стали нападать кочевые племена и войска арабов.
ДРЕВНИЕ ПЛЕМЕНА ВОЛГО-КАМЬЯ
А в Волго-Камье уже очень давно жили племена древних
марийцев, мордвы и других народов. Ранее охотники и рыболовы, они теперь
разводили скот и уже освоили земледелие. Было у них и металлопроизводство. И
интересно, что с самого начала этим занимались только женщины. Они отливали для
себя различные украшения и детали орудий труда.
Часть коренного населения после прихода болгар ушла, а
часть перемешалась с пришельцами.
ВОЛЖСКАЯ БОЛГАРИЯ
Переселившиеся в Волго-Камье болгарские племена постепенно
объединяются. И в конце IX века (895 г.) болгарский царь Алмуш (Алмас) создает
новое государство — Волжскую Болгарию.
Но волжским болгарам не удалось освободиться от власти
хазар — и они продолжали платить дань хазарскому кагану. Но потом на хазар
стали нападать сначала печенеги, а затем и русский князь Святослав со своими
войсками. В 965 г. Хазарский каганат был разгромлен окончательно.
До середины XII века столицей Волжской Болгарии был город
Булгар, а затем — Биляр.
В начале X века царь Алмуш, стараясь освободиться от
хазарской зависимости, обратился к Багдадскому халифату. И в 922 году от халифа
в Волжскую Болгарию прибыло посольство. Среди этих посланников был человек,
написавший потом интересное сочинение о своем путешествии на Волгу. Звали его
Ахмед ибн Фадлан. Многие сведения о Волжской Болгарии современные ученые узнали
именно из этого сочинения. Среди болгар были некоторые группы людей, верившие в
аллаха, т. е. мусульмане. Царь Алмуш, желая окончательно объединить племена
Волжской Болгарии и наладить отношения с могущественными мусульманскими
странами, решает внедрить исламскую веру (или мусульманство). И посольство
Багдадского халифата помогло ему в этом. С 922 года болгарское городское
население стало верить в единого бога-аллаха и совершать все обычаи по
традициям мусульманства. Но сельские жители в большинстве воем не отказались от
своей старой веры и оставались язычниками. Вероятно, основная часть сувар, не
захотев подчиниться власти Алмуша и принять ислам, ушла в другие места, на
территорию современной Чувашии.
А в болгарских городах на смену золотым идолам
язычества пришли дворцы-мечети с башнями-минаретами.
Киевская Русь появилась в Восточной Европе почти одновременно
с Волжской Болгарией.
Болгария и Русь активно торговали между собой. Но часто
мирные отношения прерывались военными столкновениями.
ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ
В самом начале XIII века в степях Центральной Азии
возникло сильное и воинственное государство татаро-монголов под
предводительством Чингисхана. Они завоевывали огромные территории и в 1223 году
близко подошли к Киевской Руси. На реке Калка состоялось сражение между
татаро-монгольским и русско-половецкимивойсками. Разбив русские войска, татаро-монголы двинулись к Волжской
Болгарии.Узнав об этом, болгары устроили
засаду и полностью разгромили нападавших. Еще не раз татаро-монголы пытались
захватить Болгарию, но каждый раз болгары находили силы отстаивать свои земли.
После смерти Чингисхана в 1236 году татаро-монголы
собрали огромные силы и во главе с ханом Батыем обрушились на Волжскую
Болгарию. Болгары героически защищали свою страну, носилы были неравны. Захватчики жестоко расправились с
болгарами — не щадили ни стариков, ни младенцев. Было разрушено большинство
городов, много селений, дым пожарищ стелился над когда-то многолюдным цветущим
краем.
В начале XV века походы русских князей и нашествия кочевников
окончательно разорили болгарские земли.
За время с XIII до начала XV веков было разорено более
2000 поселений и уничтожено более четырех пятых населения болгар. Большая часть
территории Волжской Болгарии превратилась в «дикое поле», где вообще не жили
люди.
После всех этих трагических событий в живых осталось менее
1/5 населения Волжской Болгарии.
В ХV веке Золотая Орда окончательно распалась на несколько
мелких ханств. Оcтатки болгар оказались в Казанском ханстве. И в начале XVI в.
в документах стало появляться слово «чуваши». Так, считают ученые, называли
себя язычники прежней Болгарии (по другим версиям — слово «чуваш» произошло от
«сувар», «сувас»), и за болгарами, в основном сельскими жителями, так и
осталось это название — «чуваши».
Небольшая часть болгарского населения смешалась с
кыпчаками (кочевыми племенами, покоренными татаро-монголами) и стала предками
современных казанских татар. Как и во времена Золотой Орды татаро-монголы
жестоко властвовали над покоренными народами. Заставляли людей платить
непомерные налоги, обслуживать ханских людей, строить дома, дороги, мосты.
Забирали людей в войска хана, уводили девушек и юношей, делали их своими
рабами. За любое неподчинение, сопротивление уничтожали целые деревни, убивали
всех жителей. Не выдержав такой жизни и постоянных военных столкновений
татаро-монголов и русских войск на своей территории и желая освободиться от
власти Казани, болгаро-чуваши и марийцы обратились к русскому царю.
Все лето 1551 года к Ивану Грозному от Чувашского края
ездили делегации по 500-600 человек. Надо сказать, что царь устраивал для
посланцев этих народов обильные пиры и дарил роскошные подарки. И летом этого
же года чуваши вошли в состав России, что было закреплено царской грамотой с
золотой печатью, а в 1552 году чуваши, марийцы и мордва помогли русским войскам
взять Казань. Таким образом, Казанское ханство было разгромлено, а чуваши
остались в составе Российского государства.
Все солдаты, посланные измерять расстояние, погибли, не дойдя до стены.
Тогда один чуваш взял гусли и, играя, пошел к стене. И защитники, и захватчики
замерли, зачарованные чудесной и печальной мелодией. А в это время товарищи
гусляра считали его шаги...
Ориентируясь на это расстояние, сделали подкоп под стену, заложили туда
порох, поставили на него свечку, зажгли ее, а наверху зажгли другую свечу, для
сравнения. Эта свеча догорела - взрыва нет.
Существует такая легенда о помощи чувашей при взятии Казаим: царь Иван
IV со своим войском долго стоял у стен Казани и никак не мог взять ее. Тогда
они решили сделать под стену подкоп и взорвать ее.
Царь, рассердившись, велел казнить солдата-зажигальщика. И в это время
раздался взрыв (под землей из-за нехватки воздуха свеча горела медленнее).
Стена разрушилась - Казань была взята.
После вхождения в Российское государство чувашские земли
разделили на уезды. В каждом уезде на месте одного крупного поселения построили
города-крепости.
В 1551 г. — Свияжск, в 1555 г. — Чебоксары, в 1574 г. —
Кокшайск, в 1589 г. — Цивильск, в 1590 г. — Ядрин.
Уезды делились на волости. В каждой волости было десять
или чуть больше деревень.
В каждом уезде был глава — присланный из Москвы
воевода. У него были помощники: дети боярские (начальники над военными),
пушкари (обслуживали пушки), воротники (стояли у ворот города), оружейники
(обслуживали и ремонтировали оружие), стрельцы (солдаты), подьячие (вели разные
документы), сторожа, переводчики, палачи.
Кроме них в городах жили торговцы и ремесленники. В
городах обязательны были тюрьмы и аманатные дворы, где жили аманатчики —
заложники от крестьян, головой отвечавшие за поведение своих односельчан.
В России тех времен крестьяне могли принадлежать
государству, помещикам, церквам и монастырям, царской семье. Подавляющее
большинство чувашей (более 80%) были государственными.
Поначалу управляли ими чувашские князья — пӳ (пинпӳ — тысячник,ӳ — сотник, вунпӳ — десятник), тарханы. Эти князья были
богаче, чем
Жители одной или нескольких деревень объединялись в
общину. Общинники сообща владели землей, лесами, лугами, реками.
Сход, состоящий из всех взрослых мужчин общины, делил
землю, распределял налоги, судил и наказывал провинившихся, то есть решал все
важные вопросы крестьянской жизни.
Община помогала вдовам, слугам, больным, объединяла
людей на совместные работы на пользу всей деревни — ремонт мостов, дорог,
очистку прудов и т.п.
Яшсем-хĕрсем вылянă чух,
Атте-анне ăс панă чух
Чун савăнать, чĕре сикет,
Татах та нумай пурнас килет.
Тăвансемпе пĕрлешнĕ чух,
Чăваш тĕнчи çĕкленнĕ чух
Чун савăнать, чĕре сикет,
Татах та хастар пулас килет.
Ближе к XX
веку во все группы чувашей стали сильно проникать элементы русской культуры.