Главная » 2008»Июнь»2 » Из исторического опыта семейного воспитания на народных традициях /Максим Пайдоверов, студент 1 курса Тольяттинского медицинского колл
Из исторического опыта семейного воспитания на народных традициях /Максим Пайдоверов, студент 1 курса Тольяттинского медицинского колл
15:35
Роль отца
и матери в семье Во все времена велико и ничем незаменимо было место отца в семье. Природой и
обществом каждый мужчина подготавливается к тому, что бы стать мужем, отцом,
как и каждая женщина–матерью и женой. Человек всегда думает о том, что
останется после него, когда он уйдет из жизни. Недаром подмечено, что человек
как дерево, могуч своими корнями. Поэтому, вступая в брак, мужчина берет на
себя огромную ответственность–быть отцом, опорой в семье.
Отцовство–также экзамен на социальную и
нравственную зрелость мужчины. Хорошо организовать досуг детей, труд по оказанию помощи родителям,
труд по приобретению детьми дополнительных знаний и т.д.–вот первостепенная
задача отца.
Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие свои качества, такие как
доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает
детей, но и дети отцов.
Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи детям во
всех его делах, должен быть другом своему ребенку.В воспитании детей очень важен живой пример
отца. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают
походку, манеру разговаривать, жесты и проч. От отцов они воспринимают такие
черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение
к противоположному полу. Сын, отец которого внимателен к матери женившись,
считает единственно возможным относиться так и к своей избраннице. Если отец
отстраняется от работы, то эту же привычку перенимают и дети.Конечно же, огромнейший вред наносит воспитание
детей в неблагополучных семьях. У детей увеличивается общее количество
неврозов, растет пугливость, падает успеваемость.Огромное и ничем незаменимое значение играет
роль матери в семье. Мать учит детей добру и любви, даёт первые уроки
человечности, уроки душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым
эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и
чуткостью.Мать - это зеркало, в которое
смотрится ребёнок.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что в семье нужны обязательно и отец,
и мать. Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к
людям, а от отца мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание
этих качеств формирует полноценную личность.
Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между
родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье
представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие,
обмен информацией между ними, их духовный контакт. Очень важно почаще делиться своими мыслями, не скупиться на похвалу, добрые
слова.
Не сложившиеся отношения между мужем и женой ведут к плохим последствиям.
Во многих семьях в большинстве своём дети чаще общаются с матерью, чем с отцом.
Беседы же с отцом имеют кратковременный характер. У некоторых детей вообще
отсутствуют доверительные отношения, как с отцом, так и с матерью.
Таким образом, на родителях лежит ответственность за воспитание у детей
способности к человеческому общению, т.к. именно в семье дети усваивают
характер общения. Кроме того, от умения супругов общаться во многом зависит и
нравственно-психологическое благополучие всех членов семьи.
Из исторического опыта
семейного воспитания на народных традициях
Трудно
переоценить педагогическое влияние народных традиций, этнопедагогической
религиозной культуры, психологии и самобытности этноса на формирование личности
любого человека. Дети впитывают их естественно и просто, не сознавая, что их
воспитывают.
У чувашей
испокон веков вырабатывался самобытный нравственный уклад, своя духовная
культура на основе обычаев и традиций, облагораживающих жизнь. Это и устное
народное творчество, и удивительные народные ремёсла, и добрые обычаи
гостеприимства, хорошего тона, правил приличия, и поэзия земледельческого
труда. Старшее поколение считало своей обязанностью передать детям обычаи и
традиции своего народа, умения и навыки, необходимые в жизни, будить желания к
познанию окружающей действительности, воспитывать любовь к родным местам, к
природе, труду. Это делалось в доступной форме через песни, загадки, сказки,
легенды, пословицы, поговорки, обряды, игры и т.п. По убеждению известного
этнопедагога Г.Н.Волкова, основными взаимосвязанными факторами народной
педагогики, соответственно и народного воспитания, являются природа, игра,
слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия, пример-идеал. Вообще, испокон веков в чувашской семье дед
обладал бо́льшими воспитательными правами, чем отец. Неслучайно слово «дед»
звучит по-чувашски «асатте» («великий отец»). Дед занимал «главенствующее
положение и единолично определял моральную атмосферу и педагогическую стратегию
дома» . Бабушка и дедушка, пример их жизни и труда, духовное общение и близость
с ними оставляли неизгладимый след. Они
долгое время проводили вместе, причем не только днем, но и вечерами. Спали
вместе в горнице, а это было самым уютным местом для духовного общения,
«своеобразным… уголком этнопедагогического пространства чувашской семьи». Перед
тем, как уснуть, особенно в зимние вечера, бабушка и дедушка долго
разговаривали между собою. Внук, «лежа между ними», внимательно слушал их речи .
Из такого своеобразного общения, из разговоров мудрых стариков внук выносит
много интересного и полезного, чувствует сопричастность к прошлому. Наблюдая за
поведением родителей и старших в домашней обстановке, он запоминал неписаные
правила взаимоотношений между членами семьи, семейно-родственных отношений,
обхождения с гостями и посторонними, учился семейно-обрядовой культуре,
культуре межличностных отношений, искусству народного воспитания. Вот как, к
примеру, описывал педагог Охотников ритуал семейного ужина и делал свои выводы
по соблюдению древних традиций. Рассаживались в строгом порядке: самый старший
мужчина как глава семьи на стуле, а остальные садились на лавку, занимая места
по возрасту. Во время приема пищи не позволялось ни в коем случае разговаривать,
тем более смеяться. Когда дети баловались, старшие «сдержанно замечали», что
вести себя надо так, как умные люди, или же привлекали внимание детей к
чему-либо более серьезному «и тем прекращались наши шалости», - подмечал
Охотников силу внушения взрослых детям . В семье осуществлялась историческая
преемственность духовной культуры чувашских крестьян. Нравилось ему
гостеприимство и приветливость чувашей, их обычай сажать за стол всякого
вошедшего в избу во время обеда или ужина, который, если и не хотел есть, из
приличия должен был отведать предлагаемое кушанье. Отведавши кушанье, он тотчас
выходил из-за стола и садился на лавку, подальше от стола. При этом ему
предлагали еще покушать, приглашали снова за стол, но гость уверял, что он
досыта наелся, и продолжал благодарить. Участвуя в праздничных обрядах как
помощники родителей по приему и обслуживанию гостей, дети «любовались»
последними, учились у них правилам поведения и культуре общения. Главное же -
праздники внушали молодежи уважение к народным традициям, убеждали в
необходимости их сохранения и приумножения, что было чрезвычайно важно для
этнопедагога. В результате своих наблюдений Н.М.Охотников пришел к убеждению,
что гостеприимство и приветливость – проявление любви к людям, что простота и
скромность в обращениях между хозяевами и их гостями – примечательная черта
чувашей. Детей рано и постепенно приучали к различным видам работы. О раннем
начале трудового воспитания сохранилась поговорка: «У чуваш дитя одной ногой в
колыбели, другой на пахоте». Незаменимым средством трудового воспитания считается
личный пример родителей.
Малые дети
и старые люди часто находились вместе. Деды, предаваясь воспоминаниям, вели
мирные беседы друг с другом, в то же время не выпускали из поля зрения играющих
детей. Старики считались в народе лучшими педагогами, хранителями многовековых
педагогических традиций. Воспоминания стариков представляли собой ознакомление
детей с историей родной страны, и одновременно словесное воздействие на их
сознание с целью формирования нравственных взглядов. У почитавшего стариков эти
рассказы вызывали патриотические, национальные чувства, воспитывали миролюбивые
черты.
Определенную
роль в воспитаниииграла также окружающая
религиозная атмосфера. «…божество карает всякого, дерзнувшего сделать
какой-нибудь грех. Поэтому присутствие божества в доме имеет для взрослых и для маленьких
воспитательное значение. Оно приучает с малолетства высказывать слова
обдуманно, только о том, о чем можно, приучает вести себя скромно» . Глубокие воспитывающие впечатления дети
получили в детстве, в первую очередь в семье, где сильны были национальные,
народные традиции, которые передавались бабушкой и дедушкой.